Одиночество: дети, взрослые…

Вот на днях я наткнулся на информацию приведенную ниже. После статьи поделюсь своим впечатлением.

Итак, статья с сайта http://www.snob.ru/ :

"Психолог Катерина Мурашова провела небольшое исследование, о котором рассказывает в статье.

---
Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей."

Меня, человека далекого от психологии и всего нематериального и душевного, очень поразила сама статья, идея исследования и его результаты... так  же меня с одной стороны удивил выбор социогруппы для исследования. но потом я понял, что именно сегодняшние дети и подростки большего всего подвержены "информационному голоду", как я сам называю это. для более старших людей это все так заметно, так как они в начале своего становления в жизни не были привязаны к такому большому количеству источников информации...нынче подростки знают, что если отключат интернет дома, можно посмотреть телевизор, или позвонить друзьям... то есть, всегда найдется то, что заменит выбывший источник информации и общения... но теряются другие пути получения информации - чтение книг, непосредственное наблюдение за объектом в его естественной среде и так далее, то есть все то, что было присуще более старшим людям... да еще пожалуй тем подросткам, кто живет в небольшом отрыве от современных технологий. Мне очень жаль (я не люблю слово "жалеть" и пытаюсь его не использовать, но тут нет другого выхода) тех детей, кто не дошел до конца эксперимента и не пытался повторить это: они получили колоссальный опыт, но никогда не смогут понять, чего же они лишились, когда прекратили эксперимент! Ведь самое главное происходит тогда, когда ты пересиливаешь себя и доходишь до конца! Именно тогда понимаешь, что границ человеческим возможностям нет! Я думаю, что 2 мальчика и девочка, осилившие с первого раза такое дело, с облегчением вздохнули после окончания, но еще больше они радовались сами себе и тому, какие они молодцы!

Еще я подумал, а смог ли я вот так 8 часов к ряду находится в такой изоляции. Думаю, что да! я очень люблю читать, что-то сочинять, заниматься спортом... я бы нашел себе занятие! и пожалуй  я проведу эксперимент такой над собой - это будет познавательно, занимательно, поучительно. О результатах непременно сообщу в комментариях к этой статье!

One Response to Одиночество: дети, взрослые…

  1. Анастасия (8 comments)

    Очень интересная статья, интересная гипотеза. И я отчасти согласна с автором, особенно в том, что современные заоргонизованные (начиная чуть ли не с полугода) дети сами себя занять уже не могут. Но тут идёт речь и о чём-то другом, о встречи с собой… И вот здесь я считаю кроется один очень важный нюанс, подростковый возраст вообще очень сложен в плане взаимодействия с миром: в этом возрасте человек снова подтверждает своё существование через отражение в других, а значит одиночество становится особенно тяжким… Поэтому какой вывод следует сделать из результата эксперимента. Думаю, он очень не однозначен.