Ребенок-наставник

«Устами младенца глаголет Истина»

Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что каждый, хотя бы раз задавал себе вопрос - зачем нам нужны дети? В чем смысл их присутствия рядом с нами?

В Библии сказано: «Дети - дар от Бога». Что несет в себе этот Дар? В чем его послание?

Ребёнок начинает свою жизнь, приходит в наш мир с «чистым» сознанием. Далее, развиваясь в мире, он заполняет свое сознание, личность теми знаниями и навыками, которые ему даёт окружающая среда, постепенно забывая, кто он есть на самом деле. Но как только человек делает остановку на своем пути, задает себе вопросы: кто я?, откуда?, зачем я здесь? - начинается процесс возвращения к самому себе, т.е. к «чистому» сознанию, с которым он и пришёл.

Мне кажется, дети могут помочь нам в этом. Только что родившийся ребёнок изначально мудрее самого маститого учёного. Понимающие это родители стараются проводить с малышом как можно больше времени. Они осознают простую истину - радость жизни следует искать не в сиюминутных увлечениях, искусственных заменителях радости (алкоголе, табаке, наркотиках) и не в пустом времяпрепровождении. Надежду на радость жизни дают нам дети.

Дети – это счастье, это радость и восторг. Они естественны, прекрасны и невинны. Они очень послушны и любят нас безусловной любовью. Дети плачут, когда им плохо и смеются, когда им хорошо. Они очень хорошо чувствуют ложь, их трудно обмануть.

Безусловно, наши дети – это наши Наставники, они посланы нам, чтобы напоминать нам о простых вещах, о которых мы и сами знали, когда были детьми. От нас, на самом деле, требуется только одно - осознавать, что несёт тебе ребёнок в своих словах, движениях, свете глаз, и следовать этому.

Дипак Чопра в своей книге «Семь Духовных Законов для Родителей» сказал: «благодаря своей невинности, дети являются безжалостными учителями искренности и любви». Так чему же учат нас дети? Что мы можем осознать через них?

Наш ребенок научил нас нескольким простым вещам, а, если мы понаблюдаем еще, то, думаю, найдем еще много полезного.

Самое главное чему учат нас наши дети – это безусловной любви. Спросите у своего ребенка, почему он вас любит? Мне кажется, он ничего не сможет вам ответить. Ему и в голову не приходило, что нужно любить «за что-то». Ребенок любит нас только за то, что мы его папа и мама, или, за то, что мы рядом. Он принимает нас такими, какие мы есть!

Мы можем научиться у детей еще одному очень полезному навыку – всегда достигать своей цели. Например, мне казалось это так естественно, когда наша дочь начинала учиться ходить. Но как она это делала! Он падала много раз, все ноги были в синяках, она шаталась как неваляшка, плакала от неудачи, поднималась, но все равно шла к своей цели.

Хорошо бы перенять простую привычку – радоваться каждому дню. Жить «здесь и сейчас», быть счастливыми. У детей столько поводов для радости. Солнышко на улице – хорошо! Дождик – замечательно! Снег выпал – вообще счастье. И еще тысяча способов почувствовать себя радостно, главное, чтобы рядом были любящие родители. И только несколько способов почувствовать себя плохо (когда папа и мама уходят на работу, когда отбирают любимую игрушку или обижают на площадке).

Кроме того, вот что мы еще заметили. Дочка постоянно находиться в движении, начиная с самого утра и до того времени, когда она ложиться спать. Постоянно что-то делает, бегает, прыгает, никогда не сидит на стуле, если можно усесться на полу, не идет, если можно бежать. Это будто послание нам – больше двигайтесь, будьте энергичнее. Она никогда не переедает, может поесть совсем немного за целый день. Значит, понимаем мы, нужно учиться прислушиваться к ощущениям в своем теле и вовремя останавливаться.

Все дети любят бегать голышом, не стесняются своей наготы, они естественны, а взрослые постоянно критикуют свое тело, ищут в нем недостатки. И опять понимаем над чем работать – нужно полюбить себя и принять свое тело. Дети легко расстраиваются из-за пустяка, но плохое настроение у них длится недолго, и вскоре, как ни в чем не бывало, они живут и играют дальше. Взрослые же хранят обиды и злобу годами. Нам следует поучиться у ребенка отпускать эти состояния. Дети способны заснуть прямо за столом во время обеда или сидя на полу во время игры. Малыш точно знает, когда у него заканчиваются силы. А вот взрослые утратили эту способность замечать усталость и не умеют вовремя остановиться и восстановить силы.

Родителям стоило бы поучиться у своих детей открытости миру, способности удивляться и видеть красоту в самых простых вещах (травинке, листу, упавшему с дерева, солнцу), естественности и непосредственности, искренности и безграничности полета фантазии.

А чему мы, родители, можем научить наших детей? Как не навредить им, не испортить нашим «воспитанием»? Ведь ребенок смотрит на мир глазами своих родителей. Честно говоря, мне кажется, что воспитание детей происходит автоматически: если дом наполнен атмосферой радости, любви, искренности, чистых отношений, ребенок впитывает эту атмосферу с рождения. Для такого ребенка весь его мир наполнен счастьем. И мать и отец, способны воспитывать ребенка на основе любви, культивировать в нем лучшие качества и ценности, но дети невероятно быстро улавливают расхождение между тем, что говорят родители, и тем, как они себя ведут. Поэтому, мы считаем, что воспитание детей родителями должно начинаться с воспитания самих родителей и выстраивания отношений между самими родителями.

Быть родителем – это не только испытывать счастье. Это еще и открывать заново самих себя и окружающий нас мир. Рядом с нашими детьми мы и сами внутренне растем. Меняются наши отношения с другими членами семьи, с людьми вообще, меняется взгляд на собственный опыт. Воспитываем не только мы: наши маленькие Наставники каждое мгновение учат нас иными глазами смотреть на множество вещей, на наше поведение, решения и поступки. Они заставляют нас пересмотреть то, в чем раньше мы были абсолютно уверены, и задуматься над тем, кто мы есть. Иногда это кажется нам делом непростым, но никогда не бывает бесполезным.

«Бог создал все сущее, и в последнюю очередь создал людей - Адама и Еву. И, создав людей, Он отправил их на Землю, чтобы они совершенствовались, и учились раскрывать свои лучшие качества и приближаться к Нему, к Богу, своими способностями творить любовь и добро. Но, наблюдая за ними из Рая, Он понял, что они никак не совершенствуются, не раскрывают свои лучшие способности, творят невесть что и совсем забыли о Боге. И понял, что нужно послать им Учителя, который напомнил бы им о Боге, об их Божьей сущности. Который бы открыл в них, достал из них самые лучшие их качества - милосердие, терпение, смирение, понимание, доброту, любовь, свет. И Бог дал им Ребенка. Дал возможность людям рожать детей. И, с тех пор, каждый ребенок, который рождается на Земле, рождается Учителем для своих родителей. Учителем, который помогает своим родителям возвращаться к Богу, проявлять себя самыми высокими и лучшими версиями себя, какими они только могут быть». 

Inka

6 Responses to Ребенок-наставник

  1. Согласна, детей надо слушать, но бывает они начинают манипулировать. Все-таки надо их сдерживать. Но и затыкать рот не стоит.

    • Vartich (250 comments)

      Спасибо за отзывы и комплименты. Нам очень приятно слышать, что наши мысли нравятся людям!
      Я хотел было сказать, что относительно детей нужна политика “кнута и пряника”, но вовремя остановил свои мысли – ребенка надо любить! Любить и прислушиваться к нему и себе, а уже потом решать, как поступать в той или иной ситуации!
      Спасибо еще раз, Ольга, заходите еще и подписывайтесь на статьи и рассылки!

  2. Прекрасная мудрая статья ! Когда родились наши детки, я всего этого не понимала. Наверное, не хватало мудрости. Но что я очень хорошо понимала, так это их желания и потребности. Я себя помню примерно с детсада и далее, естественно. И когда дочка или сынок хотели что-то или что-то сделать, я всегда вспоминала себя в их возрасте и вспоминала мои желания и хотения, и что мама мне не разрешала. И поэтому все, что не вредило им и другим, я разрешала. А по поводу другого я разъясняла им на их языке так, чтобы они меня понимали – я наверное, была им больше другом, чем мамой. Да и сейчас так.
    Но вот все, о чем Вы пишете, я поняла, когда родился наш внучек. В глазах с минут рождения (я присутствовала на родах) – мудрость веков. Он смотрел мне в глаза так, как будто он знает ЧТО-ТО и говорит это взглядом. А сейчас уже пытается говорить действиями и словами…

  3. Ольга (23 comments)

    Интересная статья! Большое спасибо!

  4. Татьяна (27 comments)

    Я очень рада, что прочитала эту статью и думаю, что это не последнее мое к ней обращение. Когда я родила дочь, у меня появилось такое же ощущение, что она – мой Наставник, Учитель. Она – мой ориентир. Я очень Вам благодарна и рада, что мои ощущение близки и другим людям! Спасибо Вам большое!

    • Inka (9 comments)

      Спасибо, Татьяна. Мы решили начать с этой статьи, т.к. это наша принципиальная позиция – мы не учим и не воспитываем ребенка, это она учит и воспитывает нас. А мы лишь создаем условия для ее развития, не расценивая ребенка как собственность и не проживая за него его жизнь, не сравнивая с другими. Дочь – это бесценный подарок, и для нас большая честь помогать ей расти =)