Гостеприимство в каждый дом

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других  землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех слявянских…  Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением…»

…..Н.М.Карамзин  «Об истории Государства Российского»

Гости на пороге. Это событие всегда волнительно. Издревле повелось:  гость на порог – радость в дом. Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались далеко друг от друга и новый человек всегда был в диковинку. Прежде всего, он приносил новости из мира, а потому вызывал интерес: где был, мил человек? Что слыхал – видал? О чем поведаешь? Что же теперь, когда нас на 1 квадратном километре проживает ой как много? Мы стали гостить друг у друга реже, дела, заботы и что-то еще мешают нам. Но нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей. Чем делиться, если все обо всем знают из СМИ и интернета? Да и в гости нынче ходить не особо требуется – позвонил, переговорил и ладно… грустно становится от этого. Но гостеприимство заложено в нас генетически (нам так кажется) и гостя не прогоняют, а принимают. Только качество приема нынче зависит от качеств гостя, а так не должно быть.

Какую нацию ни возьми, какой уклад ни рассматривай, к гостеприимству везде относились очень серьезно. Званым гостем становился и незваный, но переступивший порог дома, и усталый странник, и добрый путешественник. И пусть поговорки говорят не очень хорошо о незваных гостях, но радушный хозяин всегда умеет сделать так, чтобы каждый гость ощутил себя как у себя дома. Чтобы прослыть хорошим хозяином или хозяйкой, вовсе не обязательно поражать гостей дорогой посудой, столовым серебром и богатым угощением. Важно, чтобы  гости, придя к вам, чувствовали себя хорошо и видели, что им искренне рады. 

Зрелые, развитые формы гостеприимства ориентированы на малознакомого или незнакомого человека; простейшие, зачастую обычные формы предназначены для хорошо знакомого гостя, например, родственника или соседа. У народов российского Севера хорошо сохранились самые простые формы гостеприимства, в то время как у народов Кавказа оно имеет сложные, ритуализированные до деталей обряды. К кавказским близки формы гостеприимства у горцев Балканского полуострова. У восточных славян — русских, украинцев, белорусов — гостеприимство со временем потеряло общеславянские архаические черты и приобрело своеобразные христианизированные формы. Нынче, в век глобализации практически всех процессов, и само гостеприимство становится обобщенным, то есть формируются одинаковые ритуалы приема гостя. В принципе и гостеприимство и радушие наших предков, какой бы национальности они бы не были, было направлено на то, чтобы гость не чувствовал себя плохо вдали от дома. Но тогда, много веков назад, подход у представителей разных культур и национальностей был разным: от спокойного приема гостя и угощения его простой пищей (в тех регионах, где у людей не было сложностей в пути до дома хозяина, и поэтому гости или путники не были там в диковинку), до бурной радости и празднования в честь гостя (в тех областях, где путь от одного населенного пункта к другому был полон неизвестности и трудностей, в таких местах путники бывали крайне редки и те вести, что они приносили, принимались с большей благодарностью, какой бы оттенок они не несли).

Ритуал гостеприимства, по существу, — это диалог двух сторон, вступающих в общение — хозяина и гостя. Оба они подчиняются достаточно строгому этикетному «сценарию», который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достичь конкретных целей: хозяину — достойно принять гостя, заслужив этим милость Бога и уважение людей, гостю — получить приют, пищу и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязанность защищать наравне с членами своей семьи. Но важно уметь быть не только гостеприимным хозяином, но и благодарным гостем – знать меру и время, когда надо уйти, не злоупотреблять радушием хозяев. Надо быть таким гостем, чтобы хозяин был рад видеть Вас еще много раз. Прием гостя это всегда большая забота для хозяина, но хороший гость сделает так, чтобы это оказались приятные хозяйские хлопоты. Тогда хорошие впечатления останутся и у гостя, и у хозяина.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало. Сейчас почти никогда мы не воспринимаем гостя как заблудившегося, нуждающегося в защите, путешествующего, но от этого не должно меняться отношение к тому человеку, кто пришел к Вам. Но может случиться и так, что человеку потребуется помощь и участие, тогда гостеприимный и радушный хозяин берет на себя обязанности защитника, помощника, порой даже наставника или советчика по тем или иным вопросам, с которыми пришел к нему гость.

«Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей (гостей), безвозмездный прием и угощение странников, или странноприимство», - так образно разъясняет этот термин В.И. Даль. Быть гостеприимным - значит уметь предложить теплый прием для посетителей, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу. Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации.

Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, просто смеяться и грустить рядом, ненадолго оставив все новые и высокие технологии, так как, повторюсь еще раз, «нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей».

Comments are closed.